Ретрансляция опыта

01.04.2019

01.07.2020

Самоизоляция нам не помеха: вместе познаем,

играем и творим, вот залог успеха!

Дети (и родители вместе с ними) оказались в непростой ситуации. Они заперты в квартирах, не ходят в детский сад, на дополнительные занятия.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства для ребенка с ОВЗ в новых условиях стало первоочередной задачей нашего учреждения. Один из вариантов развития детей группы кратковременного присмотра и ухода, нашим учреждением было введено онлайн-образования и удаленной работы.

Для этого необходимо было быстро помочь педагогам и специалистам перестроить свою работу, организовать в удаленном режиме консультации для семей воспитанников, предусмотреть практические занятия.

По инициативе специалистов для налаживания тесного взаимодействия, выявления психоэмоционального состояния детей и их родителей, с самого начала проводились индивидуальные консультации для семей воспитанников в дистанционном формате. Все специалисты не только снимали эмоциональное напряжение детей и родителей, но и привлекали родителей к сотрудничеству. С родителями — участниками онлайн-мероприятий, в родительских чатах потом обсуждались материалы, методы, которые возможно применить к каждому конкретному ребенку.

Родители сами снимали небольшие видеоролики об успехах своих детей дома. Укрепившиеся доверительные отношения дали возможность работать по запросу родителей. Некоторые семьи просили совета или помощи в возникающих проблемных ситуациях с ребенком, а часть из них уже думали о будущем — сами предлагали реальные алгоритмы совместных действий после отмены режима самоизоляции. Взаимодействие специалистов, работающих в дистанционной форме, позволяло своевременно реагировать на возникающие проблемы родителей и продуктивно их решать.


Тренинг для родителей «Особый ребенок»- как эффективная форма обучения родителей современным методам социализации и реабилитации детей-инвалидов

На базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ 13.02.2020 года в рамках реализации проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Право быть равным» по теме: «Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации» состоялся семинар-тренинг   для родителей «Особый ребенок».

Цель мероприятия - обучение родителей эффективным формам взаимодействия с детьми, привлечение родителей к коррекционно- абилитационному и воспитательному процессу. Данное мероприятие  способствует уменьшению социально-психологической напряженности в семьях; совершенствуются навыки социально поддерживающего и развивающего поведения в семье, и во взаимоотношениях с ребенком.

В мероприятии приняло участие 20 родителей детей-инвалидов из числа целевой группы.  


http://mirburyatia.ru/project/innovatsionnye-i-aktualnye-podhody-v-rabote-s-detmi-s-ovz-i-detmi-invalidami-v-oo/


Ccылка на видео

                       

«Реализация проекта «Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации» в МБДОУ детский сад №16 «Родничок»

 

С апреля 2018 года МБДОУ детский сад №16 «Родничок» приступил к реализации в рамках программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право быть равным» инновационного социального проекта «Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации».

Рождение ребенка с нарушением в развитии всегда является стрессом для семьи. Данная ситуация усугубляется и тем, что ребенок, в силу разных причин, не может посещать дошкольное образовательное учреждение. Группы кратковременного пребывания, которые создаются для детей с нарушениями в развитии в регионах- единичны, а также, в большей степени, их работа отражает «модель пребывания ребенка с мамой» (без должного сопровождения специалистами).

Основной идеей проекта является нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами  и использование ресурсов семьи и социума, т.е. комплексная, легко моделируемая в зависимости от потребности семьи и ребенка с особенностями в развитии, поддержка родителей, их обучение и привлечение к процессу реабилитации и социализации ребенка; мобилизации собственных ресурсов семьи посредством применения современных методов реабилитации и социализации.

Целевая группа проекта: дети-инвалиды, проживающие и воспитывающиеся в семьях Республики Бурятия: дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития; дети с нарушениями психоэмоциональной и волевой сферы; дети с сенсорными, тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов- 20 чел.

Данная нелинейная модель включает применение разных современных форм и методов помощи детям и семье:

1. Организация  кратковременного пребывания детей (в том числе, с интеграцией в среду детей без особенностей) с комплексной социализацией и реабилитацией. Специалистами проводятся коррекционно-развивающие занятия, в том числе, с использованием современных инновационных методик- АВА-терапии, TEACCH-технологий, технологий игрового обучения, методов арттерапии (мульттерапии).

2. Социальный психолого-педагогический патронаж семьи «Помогай-ка». Патронаж семьи осуществляется наиболее нуждающимся в помощи семьям, проживающим в районах РБ и г. Улан-Удэ. Специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и др.) из числа участников и соисполнителей оказывают помощь детям и родителям на дому и  с использованием дистанционных технологий в зависимости от потребностей семей.

3. Группа семейной реабилитации «Семейная гостиная», основная цель которой- создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей.Хочу такой сайт

4. Дистанционный онлайн- ресурс  «Неотложная помощь» для  оказания помощи родителям из районов РБ и г. Улан-Удэ.   Предоставление помощи родителям (законным представителям), с использованием межведомственных ресурсов: в вопросах воспитания, реабилитации и социализации ребенка; детско-родительских и семейных отношений; коррекции психологического состояния в семье, а также по вопросам дальнейшего обучения ребенка с особенностями в развитии в образовательных учреждениях РБ. Данный пункт имеет большую актуальность ввиду удаленности районов РБ от столицы, где сосредоточены основные ресурсы для реабилитации детей.

5.  Организация досуговой и совместной творческой деятельности целевой группы проекта. В мероприятиях принимают участие, в том числе, ближайшее окружение семьи.

Ожидаемые результаты от реализации проекта для целевой группы:

1. Повышение качества жизни семей; укрепление и повышение ресурсного потенциала семей (побуждение к занятиям с ребенком), их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей.

2. Положительная динамика уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития, дальнейшего обучения детей, их отдыха и оздоровления.

3. Повышение творческой активности родителей и детей- как формы их социализации и реабилитации.

Для педагогического сообщества: внедрение апробированной модели в статусе межмуниципальной, дальнейшее ее применение и тиражирование.

Для управления и контроля за реализацией проекта создан Координационный совет, который является коллегиальным органом, образованным в целях эффективного выполнения поставленных задач и мероприятий. В состав координационного совета входят представители органов исполнительной власти, общественных институтов и образовательных организаций: МБДОУ детский сад №16 «Родничок» г. Улан-Удэ, Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ; Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ.

22 апреля 2018 года состоялось заседание Координационного совета. Члены совета были ознакомлены с целями, задачами и сроками реализации проекта. Была отмечена актуальность выполнения запланированных мероприятий, внесены предложения от соисполнителей о конкретных датах реализации проекта, ответственные лица. 

Семейная гостиная-как форма организации продуктивной деятельности с родителями, воспитывающими детей-инвалидов

В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть первичная социализация личности ребенка.

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная социализация ребенка, становление его как личности, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обуславливает значительные изменения в жизни самой семьи и ее функционирования.  Такая семья чаще всего попадает в изоляцию, испытывает недостаток знаний в воспитании и развитии особого ребенка.

Совместная работа специалистов МБДОУ Детский сад №16 «Родничок» (учитель-дефектолог, учитель - логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель) по реализации рабочей программы группы кратковременного пребывания присмотра и ухода, обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение семьи, делает родителей участниками образовательного процесса.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГКП нами была организованна встреча с законными представителями, которая проходили в форме «Семейной гостиной».

«Семейная гостиная» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи.

Данная форма взаимодействия дала возможность специалистам,  познакомить родителей с планами работы группы кратковременного пребывания присмотра и ухода.

Мероприятие прошло в три этапа:

Первый этап. Тренинг «Знакомство». Целью тренинга способствовало, установление дружеской атмосферы между родителями ГКП, настроило родителей на диалог, вызвало положительные мнение о детском саде, сняло эмоциональное напряжение.

Второй этап, проходил в форме мастер-класс по техники «Эбру», рисования на молоке. Эта форма дала возможность родителям стать участниками и освоить нетрадиционную форму рисования для детей.

Третий этап, прошел в форме круглого стола. Были затронуты вопросы работы группы, планы, мероприятия, консультации и др.

Каждый родитель имел возможность быть участником образовательного процесса. Высказать свои пожелания, предложения в работе группы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. Участие в работе «Семейной гостиной» помогло родителям снять эмоциональное напряжение. Появилось желание идти на контакт друг к другу.

 

 

статья Бельская Е.В.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
для вас родители.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».