ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ музыкального руководителя

28.04.2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 "Родничок" общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

     

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

музыкального руководителя: Переваловой Т.Н.

2022 – 2023 учебный год.

Тема:

«Формирование патриотических чувств детей

 старшего дошкольного возраста средствами музыки»

 

               

г. Улан-Удэ

«Музыкальное воспитание −это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»

( В.А. Сухомлинский. )                                                                                              

  Родина, Отечество…  В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Не так давно возникшая, а в последнее время усиливающаяся разобщённость людей, их стремление к «частной», обособленной жизни, участившиеся попытки переписать историю и постоянное равнение на Запад приводят к тому, что у наших людей медленно, но стабильно утрачивается гордость за свою страну, за её великое прошлое.

И поэтому, сегодня одним из важных аспектов воспитательного процесса является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников − процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Самое большое счастье для родителей − вырастить здоровых и высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в формировании патриотических чувств дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка − необходимый душевный атрибут человеческого существования», − так говорил Аристотель. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам формирования у детей патриотических чувств через музыку в условиях ФГОС ДО.

   

Задачи:

− Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения квалификации, самообразования.

− Внедрить вариативную образовательную программу по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами музыки «С чего начинается Родина…» в соответствии с ФГОС ДО.

− Активизировать работу с родителями: вовлечение родительской общественности в совместные мероприятия по реализации программы

− Разработать систему работы с педагогами.

− Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

 

Прогнозируемый результат:

− повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения квалификации;

− оптимизация воспитательно-образовательного процесса;

− разработка перспективного плана проведения мероприятий музыкально-эстетической направленности по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста;

− составление консультаций для родителей по теме самообразования;

− создание развивающей предметно-пространственной среды, формирующей высоконравственную, патриотичную, социально-адаптированную личность;

 − повышение активного участия родителей в досуговой и образовательной деятельности.

 

 Таблица 1

Месяц

Цель

Содержание работы

 

1-й этап – организационно-диагностический

август- сентябрь

Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», «Правила осуществления мониторинга»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 № 594 «Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Ознакомление, изучение ФГОС ДО;

Курсы повышения квалификации по теме «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС дошкольного образования»; 

Принять участие в семинарах, конференциях по теме самообразования.

Определение цели и задач, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов

Подбор и изучение литературы по теме самообразования; 

− планирование работы по теме самообразования; 

− изучение передового опыта из методических журналов и газет, сайтов, образовательных ресурсов;

 

 

2-ой этап – практический

октябрь-апрель

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

 − Теоретическое изучение проблемы; 

практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков

на практике;

организация и проведение нетрадиционных форм методической работы с педагогами, организация практической работы с детьми и родителями.

 

3-й этап – заключительный

май

Подведение итогов

Оформление результатов работы

 Распространение опыта работы

 

Выступление по теме самообразования на педсовете, МО − Участие в фестивалях, конкурсах.

Проведение мастер-класса.

Консультационная помощь воспитателям и родителям дошкольников

Размещение опыта на сайте МБДОУ №16 «Родничок»

                     

Таблица 2

 

Формы организации работы

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с педагогами Хочу такой сайт

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Изучение методической и справочной литературы, подбор музыкального материала.

Сентябрь - октябрь

Мониторинг сформированности начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года.

Цикл ООД по теме блока «Мой край родной»:

организованная образовательная деятельность «Мой любимый детский сад», игра-путешествие «В гостях у солнышка», интерактивная игра «Хорошо у нас в саду», познавательно-игровая программа «Край, в котором мы живём», развлечение «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». Интеграция образовательных областей «Социально-

коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Семинар-практикум для воспитателей «Проблемы нравственно-патриотического

воспитания дошкольников»

   

Консультация для родителей на тему:

«Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле»

Ноябрь – декабрь

Цикл ООД на тему блока «Я живу в России»: «Наша Родина – Россия», «Люблю тебя, моя Россия», «Когда мы едины – мы непобедимы», развлечение «Мы живём в России», литературно- театрализованная композиция

«Родина наша – колыбель героев» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие».

Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

Беседы с родителями: «Растим маленьких патриотов», «Моя малая Родина…»

январь

День открытых дверей. ООД на тему блока «Культура и традиции»: «Зима, зима-красавица! У нас тебе понравится!»; музыкальная гостиная «Рождественские встречи», праздники: «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «Вороний праздник». Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

День открытых дверей. Семинар-практикум «Национальные праздники народов Бурятии»

Мастер-класс для родителей «Как организовать праздник дома», музыкальная гостиная «Рождественские встречи»

   

февраль

Цикл ООД на тему блока «Под флагом Родины любимой»: игра – путешествие «Богатыри земли русской», интерактивная викторина «Под флагом Родины любимой», развлечение «Мы немножко подрастём – защищать

страну пойдём!», викторина «Хочу всё знать!». Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Организация совместных детско-родительских мероприятий, приуроченных ко «Дню защитника Отечества». Создание картотеки подвижных игр народов Бурятии.

Участие родителей в мероприятиях, приуроченных ко «Дню защитника Отечества»

март

Цикл ООД на тему блока «Мама и Родина очень похожи»: «Образ мамы», «У всех на свете мама есть»; игра – путешествие «В гости к бабушке Забавушке», праздник «Для милых мам». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие».

Круглый стол «Влияние классической музыки на формирование патриотических

чувств   детей» 

   

Консультация для родителей о пользе народных колыбельных песен

«Пойте детям перед сном»

 

апрель

Цикл ООД на тему блока «Земля – наш общий дом»: «Юные друзья природы», «Музыкальное путешествие по странам в поисках «цветка счастья»; развлечение «Космонавтом быть хочу»; интерактивная игра -путешествие «Земля – наш общий дом». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие»

 

Семинар «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС».

Участие в образовательном проекте «Песни, опалённые войной».

     
 

Интерактивная игра-путешествие «Земля − наш общий дом»

Участие родителей в образовательном проекте «Песни, опалённые войной»

 

май

ООД на тему блока «Ваш подвиг будет жить в веках»: «День памяти великой Победы»; музыкально-спортивный досуг «Мир для нас всего дороже»,

«Конкурс строевой песни»,

музыкально-литературная композиция «Вспомним всех поимённо» с интеграцией образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Мониторинг сформированности начал патриотизма средствами музыки у детей старшего дошкольного возраста на конец учебного года.

Педсовет «Итоги работы по теме самообразования» Обмен опытом по теме: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников средствами музыки».

Участие родителей в мероприятиях, приуроченных

78-летию ВОВ

 

В течение года

ООД, игры-путешествия, познавательно-игровые программы, 

развлечения, литературно- театрализованная композиции, музыкальная гостиные,

интерактивная викторины, участие в проектной деятельности

Консультирование воспитателей; педагогический совет; беседы, мастер-классы; викторины, конкурсы, игры; фольклорные праздники, досуги, развлечения. Информация на сайте МБДОУ №16 «Родничок»

Консультации, беседы, мастер-классы, игры-путешествия совместно с детьми, участие в проектной деятельности, выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.; утренники, праздники, экскурсии, природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

   
                           

Литература.

1.           Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.           Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3.           Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

4.           Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

5.           Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

6.           Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121. 7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий.

2003, 2008.

8.           Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

9.           Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Казаева. – М.: Владос, 2010.

10.         Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

11.         Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

12.         Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. 13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
для вас родители.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».