28.04.2023
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Детский сад № 16 "Родничок" общеразвивающего
вида г. Улан-Удэ
Творческий проект:
«Песни, опаленные войной»
Срок реализации: март-апрель
Музыкальный руководитель – Перевалова Т.Н.
Воспитатель – Семенова Л.Г.
2023г.
г.Улан-Удэ
Тип проекта:
творческий
Сроки: март-апрель.
Актуальность проекта.
Исторически сложилось
так, что любовь к Родине, патриотизм вовсе времена в Российском государстве
были чертой национального характера. Это находило отклик в народной и
композиторской русской музыки. Но в силу последних политических и экономических
перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного
российского патриотического сознания. Всё чаще дети обращают внимание на
«популярную» музыку с низким качеством исполнения и смотрят больше дома
мультфильмов не российских режиссеров, а зарубежных.
Таким образом,
теряется связь с культурным, истинно русским наследием государства Российского.
Дети должны знать историю своей Родины, любить её и защищать. Во
время беседы о профессии военных мы поняли, что детям очень необходимо знать об
Армии, об условиях военной службы, о подвигах героев участников боевых
действий. В ходе беседы и прослушивания песен о войне у детей возникало
множество вопросов. Ответы на эти вопросы дошкольники получали в процессе
работы. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем
воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное
высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это
любовь к родным и близким людям, малой Родине, гордость за свой народ, это
прадедов, дедов и отцов военнослужащих и офицеров, которые и сейчас охраняют
наш покой.
И всё это воспето в
русских народных песнях и в музыке русских композиторов, и в солдатских
авторских песнях. Особое место занимает музыка «Песни, опалённые войной»
Один наиболее
эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность,
позволяющая создать естественную ситуацию общения патриотического
взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволяет «Песни, опалённые
войной» позволяет задействовать различные виды
деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому
полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и
педагоги.
Цель: воспитание
чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную
культуру.
1. Дать представление
о значении победы нашего народа в Великой отечественной войне;
2.Познакомить с
историческими фактами военных лет;
3.Познакомить с
патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны и после её
окончания.
4.Создавать условия
для представления полной картины войны в истории нашей странны.
5.Формировать
гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
6.Воспитывать будущих
защитников отечества.
7.Беседовать с
родителями, и привлекать их к патриотическому воспитанию в семье.
8.Использовать все
виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
9.Развивать
музыкальные способности через пение, музыкально-ритмичные движения.
Форма презентации
проекта:
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ
ГОСТИНАЯ «ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ».
ПАСПОРТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
• название проекта - «ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»;
• тип проекта - информационно - творческий,
групповой;
• длительность - среднесрочный (2 месяца);
• проблема - недостаток знаний о музыке Великой
Отечественной войны, слабая патриотическая направленность молодого поколения;
• цель - воспитание чувства патриотизма у детей
старшего дошкольного возраста средствами музыки.
• Заключительный этап:
Презентация –
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «ПЕСНИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ». Коллекция Значков о
ВОВ и мире.
Фотогазета «Фотографии
военных лет».
Ресурсное обеспечение:
ü фотографии
из семейного альбома воспитанников;
ü репродукции
известных художников: С. В. Герасимов «Мать партизана»; А. П. Ткачёв «Между
боями»; Б. С. Угаров «Возвращение»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта»; В. В.
Верещагин «Апофеоз войны»;
ü коллекция
видео фрагментов по теме;
ü фрагменты
музыкальных произведений в
грамзаписи и живом исполнении:
Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В. Лебедев – Кумач, А.
Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь,
Д. Покрасс «Казаки в Берлине»;
ü М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н.
Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли
русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»
ü Чтение
художественных произведений: С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов
«Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода».
ü Видео
просмотр документальных кадров войны, парада победы
ü музыкальные
инструменты
ü рисунки
ü элементы
оформления зала
Участники проекта:
- музыкальный руководитель;
- воспитатели старшей и подготовительной группы;
- дети старшей и подготовительной группы;
- родители воспитанников;
- ветераны.
Ожидаемые результаты:
1. формирование представления о значении
победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
2. устойчивый интерес к
военно-патриотической музыке;
3. воспитание чувства единения и
гордости за старшее поколение;
4. проявление любви и интереса к песням
Великой Победы; Методы реализации проекта:
Всю работу, по
созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
Этапы проекта Формы
работы с детьми сроки место проведения
Первый «Вводный»
1. Моделирование ситуации, позволяющей
выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов» (что
знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать)
2. Анализ семейного воспитания по
данному вопросу
а) индивидуальные
беседы с родителями
б) анкетирование
родителей на тему «Песни о Великой Отечественной
Войне»
3. Диагностирование детей (начальное)
выявление уровня
4. Подбор музыкального репертуара;
а) Составление
сценария праздничного концерта;
б) Подбор стихов;
Второй «Основной»
1. Совместная работа
музыкального руководителя и воспитателя с родителями «Сбор информации»:
a) поиск материалов
для фотоальбома «Участники войны»;
б) сбор фотографий «О войне
и мире»; «О Армии»
в) консультация «Песня
Победы».
2. Совместная
деятельность музыкального руководителя и воспитателя с детьми:
a) видео просмотр
«Кадры военной хроники»; «Наша Армия»
б) беседы с
рассматриванием иллюстраций;
в) уточнение представлений
детей о Великой Отечественной войне и о роли
музыки в военных
событиях;
г) музыкальные
занятия. Знакомство с музыкально-художественным
репертуаром о войне.
Разучивание песен с детьми. Слушание музыки о войне;
д) чтение
художественных произведений;
е) рассматривание
картин художников с составлением рассказов;
ж) мастерская по
аппликации «Боевая техника» 3-10 день;
3. развлечение «Будем
в Армии служить»;
Третий
«Заключительный»
1. Совместная деятельность воспитателя и
муз. руководителя с детьми:
а) обсуждение
результата полученного в ходе проекта, выяснение причин
успехов и неудач,
совместное определение перспективы;
б) оформление альбома
«Фотографии военных лет».
2. Совместная деятельность музыкального
руководителя, воспитателя, детей и родителей
а) Презентация проекта
в форме музыкально-литературной гостиной «Боевые
ордена»
3. Деятельность музыкального
руководителя и воспитателя
а) «Диагностирование
детей (повторное) Что мы узнали по теме?
Проект реализуется по
двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми.
2. взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
4. Слушание и разучивание музыки на
занятии и в часы досуга.
5. Рассматривание видео - картин и иллюстраций
по теме.
6. На занятии изобразительной
деятельностью: подготовка иллюстраций к песням военных лет, рисование
пригласительных на вечер песни.
Список использованной литературы:
- Бирюков Ю. Е. Всегда
на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
Друзья однополчане: О
песнях, рожденных войной/ Сост. А. Е. Луковников. – М., 1975.
- Жарковский Е. Люди и
песни: Песня в строю. – М., 1978.
- Лебедев П. В боях за
Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. – М., 1979.
- Утесов Л. Желанные
гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой
Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
- Галицкая И. А.,
Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной
педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.
- Нравственное
воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М. :
«Просвещение», 1975. – 256 стр.
- Ушакова Л. П.
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», «Детство – Пресс», 2013.