28.04.2023
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Детский сад № 16 "Родничок" общеразвивающего
вида г. Улан-Удэ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
музыкального руководителя:
Переваловой Т.Н.
2022 – 2023 учебный год.
Тема:
«Формирование патриотических чувств
детей
старшего дошкольного возраста средствами
музыки»
г. Улан-Удэ
«Музыкальное воспитание −это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека»
( В.А. Сухомлинский. )
Родина,
Отечество… В корнях этих слов близкие,
дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Не так давно возникшая,
а в последнее время усиливающаяся разобщённость людей, их стремление к
«частной», обособленной жизни, участившиеся попытки переписать историю и
постоянное равнение на Запад приводят к тому, что у наших людей медленно, но
стабильно утрачивается гордость за свою страну, за её великое прошлое.
И поэтому, сегодня одним из важных
аспектов воспитательного процесса является воспитание патриотов России, граждан
правового, демократического государства, способных к социализации в условиях
гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников − процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому
саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении
личности ребенка.
«Каждый ребенок
рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То,
какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от
родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими
впечатлениями обогатят. Самое большое счастье для родителей − вырастить
здоровых и высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень
эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать
основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить
роль музыки в формировании патриотических чувств дошкольников. Ярко выплеснуть
свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором
он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого,
формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное
отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети
учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка − необходимый душевный атрибут человеческого существования», − так
говорил Аристотель. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства,
настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и
духовный мир.
Понимая важность данной проблемы, я поставила перед
собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать
знания по вопросам формирования у детей патриотических чувств через музыку в
условиях ФГОС ДО.
Задачи:
−
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной
научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего
дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения
квалификации, самообразования.
−
Внедрить вариативную образовательную программу по формированию патриотических
чувств детей старшего дошкольного возраста средствами музыки «С чего начинается
Родина…» в соответствии с ФГОС ДО.
−
Активизировать работу с родителями: вовлечение родительской общественности в
совместные мероприятия по реализации программы
−
Разработать систему работы с педагогами.
−
Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
Прогнозируемый
результат:
−
повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой современной
научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего
дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения
квалификации;
−
оптимизация воспитательно-образовательного процесса;
−
разработка перспективного плана проведения мероприятий музыкально-эстетической
направленности по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного
возраста;
−
составление консультаций для родителей по теме самообразования;
−
создание развивающей предметно-пространственной среды, формирующей
высоконравственную, патриотичную, социально-адаптированную личность;
− повышение активного участия родителей в
досуговой и образовательной деятельности.
Таблица 1
Месяц |
Цель |
Содержание работы |
|
1-й этап –
организационно-диагностический |
|
август- сентябрь |
Ознакомление с нормативно-правовыми
документами |
− Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»; − Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования», «Правила осуществления мониторинга»; − Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 № 594 «Порядок
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»; − Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования». − Ознакомление, изучение ФГОС ДО; − Курсы повышения квалификации по теме «Организация целостного
интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной
организации в контексте ФГОС дошкольного образования»; − Принять участие в семинарах, конференциях по теме самообразования. |
Определение цели и задач, разработка системы мер, направленных на решение
проблемы. Прогнозирование результатов |
Подбор и изучение литературы по теме
самообразования; − планирование работы по теме
самообразования; − изучение передового опыта из
методических журналов и газет, сайтов, образовательных ресурсов; |
|
|
2-ой этап – практический |
|
октябрь-апрель |
Теоретическое изучение проблемы и
практическое применение |
− Теоретическое изучение
проблемы; − практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике; − организация и проведение нетрадиционных форм методической работы с
педагогами, организация практической работы с детьми и родителями. |
|
3-й этап – заключительный |
|
май |
Подведение итогов Оформление результатов работы Распространение опыта работы |
− Выступление по теме самообразования на педсовете, МО − Участие в фестивалях, конкурсах. − Проведение мастер-класса. − Консультационная помощь воспитателям и родителям дошкольников − Размещение опыта на сайте МБДОУ №16 «Родничок» |
Таблица 2
|
Формы организации работы |
|||
Месяц |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с родителями |
||
сентябрь |
Изучение методической и справочной литературы, подбор музыкального
материала. |
|||
Сентябрь - октябрь |
Мониторинг
сформированности начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на
начало учебного года. Цикл ООД
по теме блока «Мой край родной»: организованная образовательная
деятельность «Мой любимый детский сад», игра-путешествие «В гостях у
солнышка», интерактивная игра «Хорошо у нас в саду», познавательно-игровая
программа «Край, в котором мы живём», развлечение «Я, ты, он, она – вместе
дружная семья!». Интеграция образовательных областей «Социально- коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие» |
Семинар-практикум для воспитателей
«Проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников» |
Консультация для родителей на тему: «Кто без призора в колыбели, тот весь
век не при деле» |
|
Ноябрь – декабрь |
Цикл ООД
на тему блока «Я живу в России»: «Наша Родина – Россия», «Люблю тебя, моя
Россия», «Когда мы едины – мы непобедимы», развлечение «Мы живём в России»,
литературно- театрализованная композиция «Родина
наша – колыбель героев» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное
развитие». |
Совместное
проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; |
Беседы с родителями: «Растим маленьких патриотов»,
«Моя малая Родина…» |
|
январь |
День открытых дверей. ООД на тему
блока «Культура и традиции»: «Зима, зима-красавица! У нас тебе понравится!»;
музыкальная гостиная «Рождественские встречи», праздники: «Пришла Коляда –
отворяй ворота!», «Вороний праздник». Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». |
День открытых дверей. Семинар-практикум
«Национальные праздники народов Бурятии» |
Мастер-класс
для родителей «Как организовать праздник дома», музыкальная гостиная «Рождественские
встречи» |
|
февраль |
Цикл ООД
на тему блока «Под флагом Родины любимой»: игра – путешествие «Богатыри земли
русской», интерактивная викторина «Под флагом Родины любимой», развлечение
«Мы немножко подрастём – защищать страну
пойдём!», викторина «Хочу всё знать!». Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие». |
Организация совместных детско-родительских
мероприятий, приуроченных ко «Дню защитника Отечества». Создание картотеки подвижных игр народов Бурятии.
|
Участие
родителей в мероприятиях, приуроченных ко «Дню защитника Отечества» |
|
март |
Цикл ООД на тему блока «Мама и
Родина очень похожи»: «Образ мамы», «У всех на свете мама есть»; игра –
путешествие «В гости к бабушке Забавушке», праздник «Для милых мам».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное
развитие». |
Круглый
стол «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств
детей» |
Консультация для родителей о пользе народных
колыбельных песен «Пойте детям перед сном» |
|
апрель |
Цикл ООД
на тему блока «Земля – наш общий дом»: «Юные друзья природы», «Музыкальное путешествие
по странам в поисках «цветка счастья»; развлечение «Космонавтом быть хочу»;
интерактивная игра -путешествие «Земля – наш общий дом». Интеграция
образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное
развитие» |
Семинар «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС». Участие в образовательном проекте
«Песни, опалённые войной». |
Интерактивная игра-путешествие «Земля
− наш общий дом» Участие родителей в образовательном
проекте «Песни, опалённые войной» |
|
май |
ООД на
тему блока «Ваш подвиг будет жить в веках»: «День памяти великой Победы»;
музыкально-спортивный досуг «Мир для нас всего дороже», «Конкурс
строевой песни», музыкально-литературная
композиция «Вспомним всех поимённо» с интеграцией образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное
развитие» Мониторинг сформированности начал патриотизма средствами музыки у
детей старшего дошкольного возраста на конец учебного года. |
Педсовет «Итоги работы по теме самообразования»
Обмен опытом по теме: «Формирование патриотических чувств старших
дошкольников средствами музыки». |
Участие родителей в мероприятиях, приуроченных 78-летию ВОВ |
|
В течение года |
ООД,
игры-путешествия, познавательно-игровые программы, развлечения,
литературно- театрализованная композиции, музыкальная гостиные, интерактивная
викторины, участие в проектной деятельности |
Консультирование воспитателей; педагогический совет;
беседы, мастер-классы; викторины, конкурсы, игры; фольклорные праздники,
досуги, развлечения. Информация на сайте МБДОУ №16 «Родничок» |
Консультации, беседы, мастер-классы, игры-путешествия
совместно с детьми, участие в проектной деятельности, выставки рисунков,
поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.; утренники, праздники,
экскурсии, природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и
др. |
|
|
||||
Литература.
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П.,
Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование,
педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
М.: Учитель, 2007.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности
и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое
и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
4. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия.
Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир.
М: Мозаика – Синтез, 2005.
6. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание
большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121. 7.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России:
подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий.
2003,
2008.
8. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о
Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
9. Казаева, Е.А. Воспитание основ
гражданственности у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Казаева. – М.:
Владос, 2010.
10. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается
Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
11. Логинова Л.В. Что может герб нам
рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому
воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького
гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. 13.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом
«Литера», 2007.