01.04.2019
01.07.2020
Самоизоляция нам не помеха: вместе
познаем,
играем и творим, вот залог успеха!
Дети
(и родители вместе с ними) оказались в непростой ситуации. Они заперты в
квартирах, не ходят в детский сад, на дополнительные занятия.
Создание
единого воспитательно-образовательного пространства для ребенка с ОВЗ в новых
условиях стало первоочередной задачей нашего учреждения. Один из вариантов
развития детей группы кратковременного присмотра и ухода, нашим учреждением
было введено онлайн-образования и удаленной работы.
Для
этого необходимо было быстро помочь педагогам и специалистам перестроить свою
работу, организовать в удаленном режиме консультации для семей воспитанников,
предусмотреть практические занятия.
По
инициативе специалистов для налаживания тесного взаимодействия, выявления
психоэмоционального состояния детей и их родителей, с самого начала проводились
индивидуальные консультации для семей воспитанников в дистанционном формате. Все
специалисты не только снимали эмоциональное напряжение детей и родителей, но и
привлекали родителей к сотрудничеству. С родителями — участниками
онлайн-мероприятий, в родительских чатах потом обсуждались материалы, методы,
которые возможно применить к каждому конкретному ребенку.
Родители
сами снимали небольшие видеоролики об успехах своих детей дома. Укрепившиеся
доверительные отношения дали возможность работать по запросу родителей. Некоторые
семьи просили совета или помощи в возникающих проблемных ситуациях с ребенком,
а часть из них уже думали о будущем — сами предлагали реальные алгоритмы
совместных действий после отмены режима самоизоляции. Взаимодействие
специалистов, работающих в дистанционной форме, позволяло своевременно
реагировать на возникающие проблемы родителей и продуктивно их решать.
Тренинг
для родителей «Особый ребенок»- как эффективная форма обучения родителей
современным методам социализации и реабилитации детей-инвалидов
На базе МБДОУ детский сад № 16
«Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ 13.02.2020 года в рамках
реализации проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации «Право быть равным» по теме: «Нелинейная
модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с
применением современных методов реабилитации и социализации» состоялся
семинар-тренинг для родителей «Особый
ребенок».
Цель мероприятия - обучение родителей
эффективным формам взаимодействия с детьми, привлечение родителей к
коррекционно- абилитационному и воспитательному процессу. Данное мероприятие способствует уменьшению
социально-психологической напряженности в семьях; совершенствуются навыки
социально поддерживающего и развивающего поведения в семье, и во
взаимоотношениях с ребенком.
В мероприятии приняло участие 20
родителей детей-инвалидов из числа целевой группы.
Ccылка на видео
«Реализация проекта
«Нелинейная модель организации
кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением
современных методов реабилитации и социализации» в МБДОУ детский сад №16
«Родничок»
С апреля 2018 года МБДОУ детский
сад №16 «Родничок» приступил к реализации в рамках программы Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право быть равным» инновационного
социального проекта «Нелинейная модель
организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с
применением современных методов реабилитации и социализации».
Рождение
ребенка с нарушением в развитии всегда является стрессом для семьи. Данная
ситуация усугубляется и тем, что ребенок, в силу разных причин, не может
посещать дошкольное образовательное учреждение. Группы кратковременного
пребывания, которые создаются для детей с нарушениями в развитии в регионах-
единичны, а также, в большей степени, их работа отражает «модель пребывания
ребенка с мамой» (без должного сопровождения специалистами).
Основной
идеей проекта является нелинейная модель организации кратковременного присмотра
и ухода за детьми-инвалидами и
использование ресурсов семьи и социума, т.е. комплексная, легко моделируемая в
зависимости от потребности семьи и ребенка с особенностями в развитии,
поддержка родителей, их обучение и привлечение к процессу реабилитации и
социализации ребенка; мобилизации собственных ресурсов семьи посредством
применения современных методов реабилитации и социализации.
Целевая
группа проекта: дети-инвалиды, проживающие и воспитывающиеся в семьях
Республики Бурятия: дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития; дети
с нарушениями психоэмоциональной и волевой сферы; дети с сенсорными, тяжелыми
речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; родители
(законные представители), воспитывающие детей-инвалидов- 20 чел.
Данная
нелинейная модель включает применение разных современных форм и методов помощи
детям и семье:
1.
Организация кратковременного пребывания
детей (в том числе, с интеграцией в среду детей без особенностей) с комплексной
социализацией и реабилитацией. Специалистами проводятся
коррекционно-развивающие занятия, в том числе, с использованием современных
инновационных методик- АВА-терапии, TEACCH-технологий, технологий игрового
обучения, методов арттерапии (мульттерапии).
2.
Социальный психолого-педагогический патронаж семьи «Помогай-ка». Патронаж семьи
осуществляется наиболее нуждающимся в помощи семьям, проживающим в районах РБ и
г. Улан-Удэ. Специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-логопеды,
учителя-дефектологи и др.) из числа участников и соисполнителей оказывают
помощь детям и родителям на дому и с
использованием дистанционных технологий в зависимости от потребностей семей.
3. Группа
семейной реабилитации «Семейная гостиная», основная цель которой- создание
условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей.
4.
Дистанционный онлайн- ресурс «Неотложная
помощь» для оказания помощи родителям из
районов РБ и г. Улан-Удэ.
Предоставление помощи родителям (законным представителям), с
использованием межведомственных ресурсов: в вопросах воспитания, реабилитации и
социализации ребенка; детско-родительских и семейных отношений; коррекции
психологического состояния в семье, а также по вопросам дальнейшего обучения
ребенка с особенностями в развитии в образовательных учреждениях РБ. Данный
пункт имеет большую актуальность ввиду удаленности районов РБ от столицы, где
сосредоточены основные ресурсы для реабилитации детей.
5. Организация досуговой и совместной творческой
деятельности целевой группы проекта. В мероприятиях принимают участие, в том
числе, ближайшее окружение семьи.
Ожидаемые результаты от
реализации проекта для целевой группы:
1. Повышение качества жизни семей; укрепление и
повышение ресурсного потенциала семей (побуждение к занятиям с ребенком), их
социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с
ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных
связей.
2. Положительная динамика уровня родительской
компетенции в вопросах воспитания и развития, дальнейшего обучения детей, их
отдыха и оздоровления.
3. Повышение творческой активности родителей и детей-
как формы их социализации и реабилитации.
Для педагогического сообщества: внедрение апробированной модели в статусе межмуниципальной, дальнейшее
ее применение и тиражирование.
Для управления и контроля за
реализацией проекта создан Координационный совет, который является
коллегиальным органом, образованным в целях эффективного выполнения
поставленных задач и мероприятий. В состав координационного совета входят
представители органов исполнительной власти, общественных институтов и
образовательных организаций: МБДОУ детский сад №16 «Родничок» г. Улан-Удэ, Комитет
по образованию Администрации г. Улан-Удэ; Администрация Железнодорожного района
г. Улан-Удэ.
22 апреля 2018 года
состоялось заседание Координационного совета. Члены совета были ознакомлены с
целями, задачами и сроками реализации проекта. Была отмечена актуальность
выполнения запланированных мероприятий, внесены предложения от соисполнителей о
конкретных датах реализации проекта, ответственные лица.
Семейная гостиная-как форма организации продуктивной деятельности с родителями, воспитывающими детей-инвалидов
В настоящее время особое значение
приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и
создании условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного
возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса,
а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной
при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ОВЗ» будет
зависеть первичная социализация личности ребенка.
Семья – это первый и наиболее
значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная
социализация ребенка, становление его как личности, формируются первые
устойчивые впечатления об окружающем мире. Однако рождение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обуславливает значительные изменения
в жизни самой семьи и ее функционирования. Такая семья чаще всего
попадает в изоляцию, испытывает недостаток знаний в воспитании и развитии
особого ребенка.
Совместная работа специалистов МБДОУ Детский сад №16
«Родничок» (учитель-дефектолог, учитель - логопед, педагог-психолог, инструктор
по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель) по реализации
рабочей программы группы кратковременного пребывания присмотра и ухода,
обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение семьи, делает родителей
участниками образовательного процесса.
С целью эффективной организации
работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГКП
нами была организованна встреча с законными представителями, которая проходили
в форме «Семейной гостиной».
«Семейная гостиная» –
это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности
семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников
процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института
семьи.
Данная форма взаимодействия дала
возможность специалистам, познакомить
родителей с планами работы группы кратковременного пребывания присмотра и
ухода.
Мероприятие прошло в три этапа:
Первый этап. Тренинг «Знакомство». Целью тренинга
способствовало, установление дружеской атмосферы между родителями ГКП,
настроило родителей на диалог, вызвало положительные мнение о детском саде,
сняло эмоциональное напряжение.
Второй этап, проходил в форме мастер-класс по техники
«Эбру», рисования на молоке. Эта форма дала возможность родителям стать
участниками и освоить нетрадиционную форму рисования для детей.
Третий этап, прошел в форме круглого стола. Были затронуты
вопросы работы группы, планы, мероприятия, консультации и др.
Каждый родитель имел возможность быть
участником образовательного процесса. Высказать свои пожелания, предложения в
работе группы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников,
создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. Участие
в работе «Семейной гостиной» помогло родителям снять эмоциональное напряжение.
Появилось желание идти на контакт друг к другу.