08.04.2024
Я представляю Вашему вниманию авторскую настольную логопедическую игру по автоматизации шипящих звуков «Пошуршим».
Данная игра предназначена как для педагогов, так и для родителей для проведения работы с детьми по автоматизации шипящих звуков.
При подготовке пособия я использовала методические рекомендации классиков логопедии Р.Е. Левиной, Т. Б. Филичевой Р.Е. и др., которые направлены на систему автоматизации звуков.
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что в последние годы увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.
Учителя-логопеды знают, что наиболее трудным этапом коррекции звукопроизношения является этап автоматизации звука. Т.е. профилактика так называемой «кабинетной речи».
Помимо речевых нарушений зачастую у детей отмечается и недостаточный уровень развития всех познавательных психических процессов, а данная игра решает не только задачу автоматизации звука в свободной речи, но и развития внимания, памяти, мышления, восприятия.
Актуальность использования данного пособия заключается еще и в том, что решается вопрос мотивации ребенка на логопедическом занятии, за счет вовлечения в игру.
Цель: повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям и создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
• автоматизация звуков в речи;
• развитие и совершенствование грамматического строя речи;
• развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
• развитие межполушарного взаимодействия;
• развитие пальцевого праксиса.
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие произвольности.
Описание дидактического пособия.
Логопедическая игра представляет собой игровое поле с фишками, кубиком, карточки с заданиями.
Правила игры
Участники ставят фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. При этом, второй рукой необходимо выполнять упражнения пальцевого праксиса, изображенные на кружочках и произносить изолированный звук Ш. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них. Кроме того, участник вытягивает из колоды карточку соответствующего цвета: синюю или красную и выполняет предложенное задание. Задания включают в себя упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов, а также автоматизацию в речь шипящего звука.
• Зашумленные картинки с предметами, содержащими в названии звук Ш
• Упражнение «4 лишний»
• Упражнение «Один-много»
• Упражнение «Сосчитай до 5»
• Скороговорки
• Чистоговорки
• Упражнение «Назови одним словом»
• Упражнение «Таблица Шульте со звуком Ш»
• Упражнение – импровизатор «Составь предложение»
• Упражнение на память «10 слов»
• Упражнение «Найди недостающий»
• Слоговые цепочки
• Упражнение «Собери шарики»
• Упражнение «Кнопочки»
• Упражнение «Аналогии»
• Упражнение «Закончи предложение» и др.
Если фишка остановилась на шаге "изменение траектории" - игрок двигается дальше по указанному направлению и произносит указанный на стрелке слог (открытый "Ша" или закрытый "Аш"). Для удобства шаги окрашены в определённые цвета и даны условные обозначения на самом игровом поле.
Побеждает тот, чья фишка первой дойдет до «Финиша». Игра ведется, пока ее не закончит предпоследний игрок, либо пока песочные часы не закончат свой ход.
Значимость
Данное пособие обладает мобильностью, высокой вариативностью, результативностью. Благодаря этому поддерживается высокий темп коррекционной работы.
Так игру можно адаптировать под задачу автоматизации любого другого звука, изменив карточки с заданиями и оформление игрового поля. Для детей с ОВЗ данная игра – это не только работа над автоматизацией звука, но и еще работа над пониманием обращенной речи, развитием и обогащением словаря, развитием коммуникативных навыков, развитием произвольности.
Опираясь на принцип логопедического воздействия – учет ведущего вида деятельности, коррекционную работу я представила в игровом формате. Данное пособие разработано на принципах технологии геймификации, поэтому в итоге мы имеем мощный двигатель развития познавательного интереса и активности воспитанников. Они получают эмоциональное удовлетворение. Восприятие у детей аффективное, все что связано с проживанием ярких эмоций запоминается ребенком и усваивается.
6 слайд
Новизна:
Меняется жизнь, развивается наука и техника, появляются новые игры и игрушки. Но настольные игры не потеряли своей актуальности и по-прежнему любимы.
Строка из стихотворения «Дума в Царском Селе» поэта Константина Михайловича Фофанова: «Ах, экономна мудрость бытия: все новое в ней шьется из старья».
Игра создана мною с помощью возможностей современных информационных технологий в графическом редакторе Corel.
В данном пособии я использовала уже известные дидактические игры разных авторов, но синтезировала их в новое многофункциональное пособие, которое решает одномоментно множество задач.
• Коррекция звукопроизношения
• Нейропсихологическая коррекция
• Коррекция познавательных психических процессов
• Коррекция личностных качеств
Ожидаемый результат:
Применение дидактического пособия обеспечивает решение поставленных задач в наиболее приемлемой для детей форме, в игре. Развивается речь детей, повышается уровень когнитивных процессов, развиваются навыки общения, что в целом обеспечивает их лучшую адаптацию к школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2024
Дата обновления: 12.04.2024
Дата публикации: 08.04.2024